Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды10 января 2014 9:20

Бутерброд с икрой за 850 рублей не убивает балетную сказку

Наш колумнист не согласен с мнением, что волшебства в Большом театре больше нет
Наш колумнист не согласен с мнением, что волшебства в Большом театре больше нет

Наш колумнист не согласен с мнением, что волшебства в Большом театре больше нет

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Помнится, актриса Татьяна Васильева рассказывала мне, как испытала культурный шок в нью-йоркской Метрополитен-опера от принятого в театре дресс-кода.

- В этом театре нет гардероба, - удивлялась актриса. - Зрители приносят верхнюю одежду прямо в зал. Я иду по проходу, а на полу - шубы, шубы... Норки и соболя валяются под ногами и по ним шагают зрители, пробираясь, к своему месту.

У нас в Большом театре соболя под ногами пока не валяются и гардеробов хватает. Но почему-то Алену Владимирскую задела именно тема дресс-кода. Да так сильно, что за «неправильно одетой» публикой она и «Щелкунчика» не увидела. А, когда заглянула в буфет, окончательно расстроилась и пришла к выводу: волшебства в Большом больше нет.

Я тоже в эти дни сходила с детьми на «Щелкунчика». И шла как раз в ожидании рождественской сказки, тем более, что культпоход выпал на 7-е января. Не буду скрывать, несколько дней точил меня червь сомнений. Приятельница уступила билеты по цене 4 тысячи рублей с носа, но зато 3-й ряд партера. Приобщать к прекрасному я планировала не только себя, но и двух детей. На круг получалось 12 тысяч - сумма, согласитесь, чувствительная. И все-таки я решилась, вооружившись поддержкой более восприимчивых к искусству друзей.

- Это же «Щелкунчик»! - говорили они мне. - Не просто балет, а праздник-праздник! Разве с ним могут сравниться новогодние елки, даже в Кремлевском дворце!.

Тут я вспомнила, как бессменный Щелкунчик Большого театра Николай Цискаридзе рассказывал, что обожал этот балет с детства. Его мама дарила Николаю билет на «Щелкунчик» в день его рождения - 31 декабря. И о лучшем подарке он не мечтал.

В Большом театре я бываю часто, как журналист. Но, признаюсь, так близко к сцене сидела в последний раз в далеком детстве. Точно так же заглядывала в оркестровую яму, где в это время разминали свои инструменты музыканты. Над ямой зависло еще два десятка детей, которые, не исключаю, впервые видели настоящий оркестр. Разглядывать в это время, кто во что одет, даже не пришло в голову. Ощущение праздника нахлынуло, не спросясь, еще до начала спектакля. Не мной замечено, почему-то именно «Щелкунчик» дарит это ощущение. Два года назад я была в Большом на юбилейном вечере режиссера Юрия Григоровича. Показывали по одному акту из самых знаменитых его спектаклей: от «Щелкунчика» до «Золотого века». Когда перед глазами такая хореографическая палитра, невольно начинаешь сравнивать. Меня вдохновил именно «Щелкунчик». Возможно, балетные критики скажут: это не самый выдающийся спектакль с точки зрения хореографии, но с точки зрения зрителя, это стопроцентное волшебство. Что тут первично: гениальная музыка Чайковского или волшебная работа художника-постановщика Симона Вирсаладзе, или все-таки хореография Григоровича? Наверное, важен ансамбль целиком.

Мы были на спектакле, где Щелкунчика танцевал очень бодрый и прыгучий премьер Михаил Лобухин. Балетные гурманы мне возразят, что Николай Цискаридзе - вот эталон (он танцевал «Щелкунчика» много лет 31 декабря в свой день рождения, делая подарок не только зрителям, но и себе). Пускай так. Но этот спектакль и без легендарного танцовщика не хуже, чем прежде.

В антракте обследовали фойе. С дочкой я бывала в Большом театре после открытия исторической сцены. А вот 11-летнему сыну было, что показать. Фурнитура на окнах, которая так потрясла Алену Владимирскую, наверное, последнее, на что я обратила бы внимание. Мы направились в бывший Бетховеновский зал, в красное фойе, где как раз в это время кружились девочки 9-11 лет в газовых платьях принцесс. Юные зрительницы, которых мамы одели по случаю. Обормоты в спущенных джинсах на глаза не попались. Наоборот, было много одетой по-вечернему публики, на мой взгляд, нелепо для утреннего спектакля, что особенно заметно было в буфете. Перед нами в очереди стояла балетоманка, которая заказала тарталетку с черной икрой за 850 рублей и два бокала шампанского. И выложила за это пиршество столько же, сколько за билет в партер. Я своих чад угостила скромно: бутербродом и каким-то воздушным пирожным (всего на 220 рублей). Дети были счастливы. И даже скептически настроенный сын по дороге домой не сильно возмущался, почему «эти сильно накрашенные дяди надевают белое трико и в таком виде выходят на сцену»?

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Вадим ГАЕВСКИЙ: «Последняя из проблем Большого театра - следить за тем, как одета публика

Мы известному балетному критику, заслуженному деятелю искусств Вадиму Гаевскому.

- Впервые слышу, что Большому театру нужен дресс-код, - удивился вместе с нами Вадим Моисеевич. - Я много лет хожу в театр без галстука. И тем более не в смокинге. Одет как студент. Кстати, в Америке на балет можно прийти и в пальто. И никто слова не скажет. В Европе, пожалуй, в верхней одежде вы в зал не зайдете. Там есть негласное правило премьер, куда люди приходят нарядно одетые. Но и в джинсах вас пустят. Правда вы будете выглядеть полным идиотом.Если вы смотрели по телевизору новогодний концерт Венского филармонического оркестра, возможно, обратили внимание, как там одета публика. Все были в вечерних нарядах. И музыканты - публике под стать, при параде. Все, кроме знаменитого дирижера Даниэля Баренбойма. Он вышел в жилетке, впервые, по-моему, нарушив традицию. Обычно он в таком же костюме, как и оркестр. А в этот раз позволил выйти в будничной одежде. Сейчас в мире такая тенденция.

Согласен, наверное, в джинсах ходить в оперу не совсем прилично. Но никаких запретов и правил на этот счет не существует. Наоборот, на мой взгляд, забавно выглядит дама, которая сидит в зале с голыми плечами. Одна на весь партер. Особенно у нас, где еще нет своего бомонда. Он только формируется. Так что последняя из проблем Большого театра - следить за тем, как одета публика.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ «Щелкунчик» в Большом театре: о волшебстве и снобизме Алена ВЛАДИМИРСКАЯ У меня множество недостатков. Но до вчерашнего вечера была уверена - я не сноб. Оказалось, я ошибалась. Традиционно на Щелкунчик в Большой ходят не за балетом. Ходят за рождественско-новогодней сказкой. Расстрою, волшебства там и сказки больше нет. И причин множество (читайте далее)

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Щелкунчик» в Большом театре: о волшебстве и снобизме

Алена ВЛАДИМИРСКАЯ

У меня множество недостатков. Но до вчерашнего вечера была уверена - я не сноб. Оказалось, я ошибалась.

Традиционно на Щелкунчик в Большой ходят не за балетом. Ходят за рождественско-новогодней сказкой. Расстрою, волшебства там и сказки больше нет. И причин множество (читайте далее)