Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды8 января 2014 9:35

"Щелкунчик" в Большом театре: о волшебстве и снобизме

Традиционно в Большой ходят не за балетом. Ходят за рождественско-новогодней сказкой. Расстрою, волшебства там и сказки больше нет [много очень гневных букв]
Источник:kp.ru
Наш колумнист с грустью констатирует: "Щелкунчик" уже не тот! И дело далеко не в качестве исполнителей...

Наш колумнист с грустью констатирует: "Щелкунчик" уже не тот! И дело далеко не в качестве исполнителей...

Фото: РИА Новости

У меня множество недостатков. Но до вчерашнего вечера была уверена - я не сноб.

Оказалось, я ошибалась.

Традиционно на Щелкунчик в Большой ходят не за балетом. Ходят за рождественско-новогодней сказкой.

В принципе, не важно, какие танцоры (не падают в оркестровую яму при фуэте - ну и слава богу), ходят за комплексом - сказочный театр, сказочный балет, сказочный зал - одна большая и очень важная для души сказка.

Расстрою, волшебства там и сказки больше нет. И причин множество

1. Я не буду утомлять вас разбором балета - меня, в конце-концов, три года этому учили - я по "вкладышу" диплома балетный критик.

Балет был средним, но как-то справились. Для незамученного балетной критикой были видны два-три сбоя, но не суть.

2. Про новый интерьер уже вчера писала, но повторюсь - Цискаридзе, к моей грусти, оказался прав - новый Большой напоминает четырехзвездочный отель в Дубаи - много псевдозолота, псевдомрамора. Очень грустно от современной фурнитуры на окнах, от аляповатых лестниц, но... в принципе, и не за этим, потому что зал остался тем же, родным залом Большого, с царской ложей, красной бархатной обивкой сидений, чуть-чуть затхлым бельэтажем и безумным по красоте потолком.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

3. Главная проблема "несказки" - это мы, дорогие мои. (далее эмоционально)

Во времена моей жизни в Питере в Мариинку в партер не пускали дам в брюках и мужчин без галстуков. Я видела этим летом, как в Одесский оперный театр ни за какие деньги не пускали туристов в шортах даже в 35-градусную жару.

И, дорогие мои, ЭТО ПРАВИЛЬНО.

Вчера я ощущала себя как минимум профессором Преображенским: театр наводнили какие-то странные женщины в уггах, дешевых свитерах, брюках, более похожих на рейтузы. Их было много. В пересчете на весь зрительный зал их было две трети. Их сопровождали такие же странные мужчины - в свитерах и обвисших джинсах. Они сидели в партере. Они сидели в ложах, которые должны "блистать". И я все ждала, КОГДА ЭТИ ЛЮДИ ДОСТАНУТ СЕМКИ.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Вот только мне не надо про то, что они бедные и не могут купить себе нарядное платье или белую блузку. Извините, но они сидели на местах от 7 до 9 тысяч рублей за билет. А в антракте покупали шампанское по цене - тысяча триста тридцать пять рублей за бокал (да, я не описалась, именно такая там стандартная цена за бокал)

Я уже давно перестала удивляться, когда в модных театрах я вижу весь зал в джинсах. Это не очень приятно, но понятно .

Но идя в оперу, на балет, идя в "визитную карточку страны" - я уверена - дресс-код должен быть (кстати, иностранцы отлично это понимают - даже вечно странно одетые американские туристы в театр пришли вполне себе в вечерних туалетах). И такого ужаса я не видела ни в Метрополитен-опера, ни в Мариинке, ни тем более в Венской опере. Джинсы только на студентах, которые только на галерках.

В общем, праздник в таких театрах во-многом - ЭТО МЫ. Мы в бриллиантах (путь фальшивых и за 300 рублей), мы в вечерних платьях (пусть с вещевых рынках), в туфлях на шпильке (пусть с распродаж), в костюмах с белыми рубашками (надеюсь, на стиральный порошок деньги есть?). Мы, блестящие и идущие на праздник.

Не бывает балета и оперы без публики. Не работает иначе!

В общем, что предлагаю. В Большом театра ВСЕГДА было деление на белую и черную публику. Для второй существовали галерки с отдельными гардеробами и лестницами, и буфетами. Предлагаю - даже если купил билет в партер за 10 тысяч, но нашел в себе наглость прийти в Большой в уггах, джинсах или рейтузах - иди на галерку (не успел переодеться - не действует. Это Большой театр, это не булочная, куда забегают между делами. К таким выходам нужно готовиться. Не можешь - не ходи)

Да, я сноб. И мне это портит праздник. Но дело не во мне. Можно по-разному относиться к состоянию Большого сейчас (я считаю, что он всерьез болеет), но разруха - она же в головах. Мне кажется очень логична взаимосвязь адского "дубайского" ремонта и недокрученных фуэте и угг в зале. Для такой публики ТАК можно позволить и не стыдно.

И вот это мне ужасно обидно.

Извините, наболело.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ Бутерброд с икрой за 850 рублей не убивает балетную сказку Анастасия ПЛЕШАКОВА Наш колумнист не согласен с мнением, что волшебства в Большом театре больше нет Помнится, актриса Татьяна Васильевна рассказывала мне, как испытала культурный шок в нью-йоркской Метрополитен-опера от принятого в театре дресс-кода. - В этом театре нет гардероба, - удивлялась актриса. - Зрители приносят верхнюю одежду прямо в зал. Я иду по проходу, а на полу - шубы, шубы... Норки и соболя валяются под ногами и по ним шагают зрители, пробираясь, к своему месту (читайте далее) Уважаемые читатели, а вы что думаете? Надо ли вводить специальный дресс-код в театрах?

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Бутерброд с икрой за 850 рублей не убивает балетную сказку

Анастасия ПЛЕШАКОВА

Наш колумнист не согласен с мнением, что волшебства в Большом театре больше нет

Помнится, актриса Татьяна Васильевна рассказывала мне, как испытала культурный шок в нью-йоркской Метрополитен-опера от принятого в театре дресс-кода.

- В этом театре нет гардероба, - удивлялась актриса. - Зрители приносят верхнюю одежду прямо в зал. Я иду по проходу, а на полу - шубы, шубы... Норки и соболя валяются под ногами и по ним шагают зрители, пробираясь, к своему месту (читайте далее)