Премия Рунета-2020
Волгоград
+11°
Boom metrics
Общество31 января 2010 22:00

Как воспитать талантливого ребенка

Об этом в пресс-центре “КП” рассуждали психолог и родители известных волгоградцев [видео]
Источник:kp.ru

Многие ученые в последнее время склоняются к мысли, что гениями не рождаются, и родителям по силам открыть и культивировать в ребенке талант. Полки книжных магазинов наводнили брошюры с советами, как воспитать вундеркинда. И действительно, неталантливых детей нет - это аксиома. Но почему из них вырастает столько заурядных взрослых, у которых нет ни увлечений, ни способностей?

В редакции “Комсомолки” прошел “Круглый стол” на эту тему, куда мы пригласили психолога и родителей известных волгоградцев. Мы обсудили актуальные вопросы: как распознать способности ребенка, раскрыть его талант, как совмещать учебу и отдых, как мотивировать его на занятия и тренировки. И вот к каким выводам мы пришли.

Участники “Круглого стола”:

- Светлана Васильевна Ковальчук

Дочь Юля Ковальчук - певица, экс-солистка группы “Блестящие”, победительница последнего сезона “Ледникового периода”

- Ирина Владимировна Садовая

Сын Евгений Садовый - российский спортсмен, пловец, специалист в плавании вольным стилем. Трехкратный олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион Европы

- Елена Юрьевна Белозерова

Сын Борис Белозеров, ученик 3-й гимназии, участник интеллектуальной игры на СТС “Самый умный”

- Ирина Анатольевна Головченко

Дочь Саша Головченко, участница детского “Евровидения”, представляла нашу страну на популярном конкурсе в Голландии в 2007 году

- Наталья Валерьевна Савченко

Детский психолог, специалист Центра повышения квалификации Волгограда

В каждом ребенке может быть убит Моцарт

Психолог Наталья Савченко убеждена, что воспитывать “гения с пеленок” можно, но важно не переусердствовать в этом деле.

- Безусловно, у каждого ребенка есть способности. Важно вовремя заметить их. Ведь талант не всегда лежит на поверхности, вспомните гениального ученого Эйнштейна, который изначально был безнадежным троечником. Такие таланты требуют своего раскрытия и поддержки. Но не стоит внушать ребенку, что он непременно должен быть лучшим, первым и станет звездой или олимпийским чемпионом. От этого могут возникнуть комплексы.

- Я с вами согласна, - подхватывает Ирина Садовая. - Мне было жалко Женю, когда он после уроков бежал на тренировку, а возвращался без сил и валился с ног. Но, как ни странно, ему это нравилось. Конечно, приходилось быть строгой, детям все равно нужно напоминать об ответственности. Говорить, что вы в него верите, возлагаете на него определенные надежды. Хотя, когда я отдавала сына в секцию по плаванию, я, конечно, не думала, что он когда-нибудь станет олимпийским чемпионом. Просто хотела, чтобы рос здоровым и был при деле. И когда встал вопрос выбора, хотела, чтобы он поступил в Суворовское училище. Но он попросил меня дать ему шанс. Остался в плавании, а через год привез олимпийское “золото”. А вот из тех, кого родители настраивали, что они непременно должны стать чемпионами, ничего дельного не вышло.

- Некоторые родители бросаются в крайности и пытаются реализовать в ребенке то, чего хотели добиться сами, - говорит Елена Белозерова. - К примеру, заставляют ребенка играть на фортепьяно, не замечая, что он отлично рисует. Экзюпери говорил, что “в каждом ребенке может быть убит Моцарт”. По мере того, как растет мой сын, у него возникают разные интересы. Меня волновало, что он интересуется всем, казалось, что он распыляется. Но старалась ему не мешать. В результате, это принесло свои дивиденды: когда мы попали на игру “Самый умный”, он одинаково уверенно чувствовал себя в разных областях знаний. Мне повезло, что не пришлось сидеть с Борисом как надзиратель, заставлять его учиться, проверять домашнее задание. Я просто дала ему понять, что он сам кузнец своей судьбы, мотивировала на успех, поставила перед ним цель. Ребенка не надо учить. Его нужно зажечь, как факел.

- Я считаю, что талантливый ребенок найдет себя сам, - убеждена Ирина Головченко. - Главное - любить его, не рубить на корню его интересы, которые мы иногда считаем блажью. А помочь ему, поддерживать любые инициативы. Жалко детей, которые разрываются между учебой и секциями, поэтому так важно найти то занятие, которое будет ему не в тягость, а в радость.

- А еще важно, чтобы рядом оказались нужные люди, - говорит Ирина Садовая. - Дети не так доверяют комплиментам родителей, считая, что мы не объективны. А когда кто-то со стороны скажет “Да ты просто молодец”, это так стимулирует… Я одна бы не справилась, мне очень помог тренер Жени Виктор Авдиенко. Человек абсолютно сдвинутый на своей работе. Он появился в его карьере, когда Женю собирались отчислить из школы олимпийского резерва. Это был сложный переходный возраст, когда детям все кажется неважным, ненужным. Авдиенко попросил оставить его и сделал на него крупную ставку, отправив в сборную.

- Действительно, некоторые дети не находят своего педагога, своего наставника, и их талант оказывается не раскрытым, - подхватывает Наталья Савченко. - Сама среда вокруг ребенка должна быть развивающей. Психологи советуют с самого детства читать ребенку книги, как можно больше с ним разговаривать, советоваться.

Телевизор и компьютер - враг вундеркиндов?

А вот что касается телевизора и компьютера, здесь мнения психолога и родителей полностью совпали.

- Когда дети смотрят телевизор, они меньше разговаривают, следовательно, это пагубно влияет на разговорную практику ребенка, - говорит Наталья Савченко. - Кроме того, сейчас не так много хороших развивающих программ, которые можно смотреть. Даже днем показывают то, что детям знать нельзя, - криминал, бесконечные сериалы… Все это пагубно влияет на психику ребенка.

- У нас распорядок дня так выстроен, что у Саши не остается времени на телевизор, - комментирует Ирина Головченко. - После уроков - кружки, музыкалка… Просто нужно не упустить момент, когда ребенок уходит в виртуальное пространство. Я сразу доказала, что живое общение всегда приятней и лучше. Если взрослые будут больше времени проводить со своими детьми, то им будет просто жалко тратить время на бездушную машину.

- С мальчиками, конечно, труднее. Их сильнее привязывает к компьютеру - онлайн-игры, социальные сети… Мне пришлось бороться кардинальным способам - просто лимитировать время, которое Борис проводит за компьютером. Сначала час, потом два часа в день. И вы знаете, в конце концов это вошло в привычку, и он уже сам “дозрел” до мысли, что нельзя целыми днями липнуть к монитору.

Но при всем при этом наши гостьи признали, что в учебе Интернет очень помогает. Современным детям легче достаются знания, им не приходится терять время впустую на поиски литературы и походы по библиотекам.

Альтернативная школа или индивидуальный план обучения?!

В школе, к несчастью, царит конвейерный метод обучения. Учитель объясняет материал, класс решает задачи, получает домашнее задание, на следующий день начинается проверка усвоенного, затем цикл повторяется. Конвейерное обучение мешает творческому восприятию мира, как с этим справиться?

- Такой момент присутствует, - соглашается Наталья Савченко. - Зачастую у пятилетних детишек творческое начало развито сильнее, чем у школьников. Просто у ученика другие заботы - учеба и режим, не всегда есть досуг для увлечений. Но это палка о двух концах - с другой стороны, в школе воспитываются дисциплина и навыки общения. Все-таки человек должен находиться и развиваться в социуме.

- Для некоторых детей индивидуальный план обучения необходим, - убеждена Елена Белозерова. - Но в наших школах это же невозможно. Всех метут под одну гребенку. Нам поэтому пришлось перейти из обычной школы в гимназию. Ребенку было просто скучно.

- Но и занятия на дому не лучший вариант, - подхватывает Ирина Садовая. - Во-первых, это по карману очень ограниченному кругу людей. Во-вторых, ребенок растет в тепличных условиях, не приспособленным к реалиям нашей жизни.

Другая проблема родителей - с 14 лет некоторые дети теряют интерес к учебе. Психолог убеждена, что в этом нет ничего страшного, просто молодой растущий организм ищет свое место в жизни. И его интересы подчас шире школьной программы. А мы же заставляем его денно и нощно корпеть над учебниками.

- Не пугайтесь, если интерес ребенка не будет связан именно с учебой. Если ему нравится рисовать, дайте ему такую возможность, иначе переходный возраст пройдет, а нелюбовь к знаниям может остаться. Чтобы ребенок раскрыл свой талант, нужно дать ему целый спектр возможностей, не зацикливаясь только на учебе.

Еще один актуальный вопрос - трудно ли быть родителями талантливого ребенка? Вряд ли работодателя устроит сотрудник, который будет работать по полдня.

- Я не могу сказать, что сделала что-то из ряда вон, - улыбается Ирина Садовая. - Я никогда не сидела дома, всегда работала. Естественно, готовила Жене специальное питание, все-таки спортивный режим. Но он сам ездил на тренировки, сам воспитывал в себе волю и дух. Я только направляла его.

- Конечно, если есть материальная возможность - лучше посвятить себя воспитанию ребенка, - убеждена Ирина Головченко. - Потому что совмещать работу и постоянные кружки, секции, концерты - очень тяжело. И потом у женщины есть еще и домашние обязанности.

Кстати

Астропрогноз для родителей

Огонь (Овен, Лев, Стрелец) Ребенок, рожденный под покровительством огненной стихии, активен и динамичен, иногда кажется, будто внутри у него вечный двигатель. Если он наметил себе какую-нибудь цель, готов идти к ней напролом. Игра во всех ее видах должна быть главным методом воспитания! Для Овна самыми увлекательными будут командные игры, в которых надо бороться за один “главный” приз. Для Льва - ролевые, театрализованные, где он сможет проявить перед всеми свои таланты, для Стрельца лучше подобрать интеллектуальные викторины (естественно, включающие физическую активность).

А вот стремиться в воспитании огненного ребенка следует к эстетическому восприятию мира, ведь им зачастую недостает чувства меры, гармонии и такта. Главными помощниками родителям будут музыка и рисование. Огонь совсем не так уверен в себе, как кажется. На самом деле он болезненно боится публичного “провала”. Поэтому родителям маленьких “огоньков” обязательно нужно воспитывать в них настоящую уверенность, поддерживать одобрением и лаской. т

Земля (Телец, Дева, Козерог) Обычно самые спокойные, послушные и усердные дети, они довольно конкретны в своих желаниях и предсказуемы. Про них окружающие говорят: “Золото, а не ребенок”. Но только родители знают настоящую цену этому “золоту”, которое временами может быть совершенно неуправляемым и всегда упрямо идет своей дорогой. Земной малыш старательно “помогает” маме по дому. Ему легче, чем другим сверстникам, даются лепка и рисование (Телец), шнуровки и игры, связанные с мелкой моторикой рук (Дева), конструирование и паззлы (Козерог) - словом весь обычный арсенал так называемых развивающих игрушек. Внимание родители должны обратить на развитие абстрактного мышления, а также на раннее обучение чтению, которое ему способствует. Еще одно обязательное направление ваших усилий - развитие у ребенка фантазии и воображения. Чаще спрашивайте, на что похожи самые обыденные вещи. Основная особенность знаков Земли - стабильность и медленное восприятие всего нового. Земные дети непросто привыкают к новым людям, не всегда интересуются новыми игрушками и развлечениями. Обучение маленького Тельца, Девы или Козерога требует от родителей много терпения, но окупается тем, что полученные знания уже никогда не “выветрятся” из его головы.

Воздух (Близнецы, Весы, Водолей) Легкий на подъем, любознательный и смешливый - вот характеристика воздушного ребенка. Он быстро схватывает новое, живо интересуется любой информацией, феноменально понятлив и умен. Родители только диву даются - в кого такой смышленый? Воздушные дети начинают говорить раньше сверстников, лексикон их богаче и разнообразней, они рано осваивают счет и очень логичны. Но вместе с болтовней (Близнецы), умением построить доброжелательные отношения со сверстниками (Весы) или “выкинуть” что-нибудь неожиданное (Водолей), они иногда удивляют родственников слишком логичным и расчетливым подходом к жизни - словно маленькие старички. Сделайте упор на развитие эмоциональности вашего ребенка. Учите его сочувствовать, любить, жалеть, переживать, волноваться. Приобщайте его к красотам природы. Используйте ролевые игры, но не “магазин” или “аптеку”, а “дочки-матери”, чтобы ребенок учился взаимоотношениям. Выбирайте книжки не по принципу поучительности, а те, в которых прославляются добрые поступки. При умении буквально “схватывать на лету”, воздушных детей не назовешь идеальными учениками. Они непоседливы, не любят долго задерживаться на одной теме. Если вам удастся воспитать в нем усидчивость и серьезность, можете считать себя корифеем педагогики.

Вода (Рак, Скорпион, Рыбы) Ваш малыш иногда весел и оживлен, но чаще погружен в себя и кажется “тайной за семью печатями”. С самого рождения было понятно, что он человек эмоции. Ему легче всех других детей дается понимание мира чувств и взаимоотношений. Довольно музыкален, хотя не всегда стремится к занятиям музыкой. Умело создает свое личное пространство (Рак), активно меняет “под себя” окружающую обстановку (Скорпион) или подстраивается, адаптируется сам (Рыбы). Он не выносит любого давления извне, плохо поддается контролю взрослых, бывает неорганизован и несобран. А все потому, что живет в своей собственной реальности. Вырастить ребенка, не создавая конфликта между внешним миром и его индивидуальной реальностью, и есть главная задача воспитания в случае водного малыша. Прежде всего стоит заняться развитием его конкретного мышления с помощью конструкторов и головоломок. Обязательно уделить внимание развитию мелкой моторики рук, которая стимулирует деятельность мозга. Начиная с двух лет обязательно учить счету, дробям и развивать математическое мышление. Такой ребенок очень раним. Взращивая и защищая этот нежный цветок, воспитывайте в нем жизнерадостность. Учите не поддаваться плохому настроению и бороться с ним, и даже относиться к незнакомым людям и обстановке как к добрым и невраждебным.