Премия Рунета-2020
Волгоград
+19°
Boom metrics
Общество23 января 2015 10:24

Узница Освенцима на заявление польского министра: У освободителей не было национальности – это был советский солдат

Волгоградка Галина Сажина поделилась с «КП» воспоминаниями о концлагере
Обе сестры - Галя и Вера - смогли выжить в Освенциме.

Обе сестры - Галя и Вера - смогли выжить в Освенциме.

Сейчас волгоградке Галине Сажиной 77 лет. Она прожила яркую и непростую жизнь: выжила в лагере Освенцима и Константинова, смогла получить образование в голодные годы 50-е, стала заслуженным учителем, получила орден «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. Почти сорок лет проработала в школе, вот уже почти 10 лет руководит общественной организацией, поддерживающих бывших узников. Видела и перенесла многое. Но поведение министра иностранных дел Польши, заявившего об освобождении Освенцима украинцами, а не русскими, возмутило ее до глубины души.

Эту фото сделали Гале и Вере (по краям) в первый год в детском доме.

Эту фото сделали Гале и Вере (по краям) в первый год в детском доме.

Фото: из личного архива

- Им бы всем испытать то, что довелось вынести нам, может, перестали бы говорить такие глупости, - вздыхает волгоградка.

Галечку вместе с семьей пригнали в Освенцим из Витебска. Отец ушел на войну, а женщин и детей сгоняли целыми домами и улицами. Сначала в лагерь под родным городом, потом в Польшу.

ГАлина Сажина побывала в Освенциме в 2004 году.

ГАлина Сажина побывала в Освенциме в 2004 году.

Фото: из личного архива

- Мне было тогда пять лет. Мне присвоили номер 62084. Я помню какие-то отдельные моменты. Как умерла младшая сестренка, как увозили еще живую бабушку в вагонетке, которая собирала трупы. Я подошла к ней до этого и спросила: Бабушка, ты умираешь», а она ответила: «Нет, что ты, моя хорошая, я буду жить».

Галю вместе со старшей сестрой Верой определили в барак, где держали «доноров». Они с точки зрения фашистов отлично подходили для смеси с арийской кровью – белокурые, голубоглазые. Тех, кто не подходил под критерии – отправляли на опыты или в печи.

- Кормили нас очень плохо. Мы вечно хотели есть. В бараке стояла кадка с водой и розгами. За любое непослушание наказывали. За нами наблюдали поляки. Я сейчас понимаю, что это были военнопленные, которые вызвались присматривать за детьми. Но для нас они были злыми дядями. Мы тогда боялись любых взрослых и ждали, что нас освободят коммунисты. Фашисты рассказывали, что у коммунистов есть рога на голове и звезда во лбу. А мы их все равно ждали – только потому, что наши надзиратели их ненавидели.

После Освенцима был еще один лагерь – теперь в польском городе Константинове.

- Он мало отличался от Освенцима. Перед освобождением была сильная бомбежка. Два поляка спрятали нас в бараке. Сказали не двигаться, и мы зарылись в солому. А когда пришли солдаты, мы долго не откликались. И только когда они сказали: «мы – русские», вылезли из укрытия, - у Галины до сих пор дрожит голос при воспоминаниях об ужасах детства.

Всех детей приютили солдаты. Около месяца давали усиленное питание, а затем отправили в вагонах в СССР.

Галина сейчас помогает таким же как она - узникам лагерей по всем России.

Галина сейчас помогает таким же как она - узникам лагерей по всем России.

Фото: Екатерина ПОДВИНЦЕВА

В итоге Галя с сестрой оказались в Саратовском детском доме, росли вместе. Старший брат выжил и связался с родней в 1947 году. Мать, младшая сестра, бабушка погибли.

- У нас не было в то время разделения на национальности, - говорит Галина Сажина. - Нас освобождал советский солдат. А чиновник – просто видимо неуч, раз посчитал, что на Украинском фронте служили одни украинцы. Войну выиграл советский народ. Перекраивать историю могут только те, у кого нет совести и своих корней. Такое отношение к войне началось не сегодня. В 2004 году я ездила в Освенцим. Но там вовремя экскурсий и встреч никто даже не вспомнил про советских военнопленных. Говорили о поляках, французах, итальянцев. А в реконструированном музее наш барак даже не обозначили. Как будто нас там не держали в плену. Надеюсь, что люди опомнятся, что здравый смысл возобладает. Хотя еще в 2008 году написали открытое письмо Ющенко о том, что Украину захватывает коричневая зараза, о том, что фашизм опасен, но он никак не отреагировал. А ведь тогда все еще можно было предотвратить.

Номер из Освенцима остался у Галины на всю жизнь

Номер из Освенцима остался у Галины на всю жизнь

Фото: Екатерина ПОДВИНЦЕВА