Тимур Бекмамбетов с Анджелиной Джоли на съемочной площадке своего фильма «Особо опасен».
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Нелегкая заносит молодого московского швейцара в провинциальный российский городок, где проворовавшиеся чиновники принимают его за представителя проверяющих инстанций и выстраиваются в очередь давать ему взятки, а мэр и вовсе женит его на собственной дочери. Вам это ничего не напоминает?
- Вас не печалит, что сюжет гоголевского «Ревизора» не устаревает у нас столько лет?
- На то она и классика, что не устаревает. Меняются названия, имена, темы, но смысл проблем, которыми мы живем, остается неизменным уже много веков... Не думаю, что только у нас. Не уверен, что коррупция - это чисто российская проблема. Просто у нас она, к сожалению, обрела наиболее острую форму, стала активно обсуждаться. А вообще говоря, она существует везде. И мы, уверяю вас, не чемпионы в этой области. Вон в Китае каждые несколько месяцев лишают чиновников жизни. Коррупция в прямом смысле этого нерусского слова означает растление, потерю ориентиров. Эта болезнь, конечно, - одна из самых больших проблем. Все остальные - уже следствие.
Но сам факт того, что мы способны смеяться над этим, все-таки обнадеживает, согласитесь.
- Как, по-вашему, это хорошо, что после просмотра фильма возникают вопросы, которые, возможно, не были запланированы авторами?
- Конечно, хорошо. Мы же не в компьютерном бизнесе, мы не все можем рассчитать и спланировать. Мы занимаемся творчеством. Чтобы удивлять зрителя, нам часто самим приходится удивляться.
- Такие фильмы нужны, как кирпичики в индустрии кино, - в том числе для того, чтобы на вашей же студии делались более экспериментальные вещи, такие как «Горько!» или еще незаконченный, но уже многими ожидаемый «Хардкор».
- Стратегия у нас очень простая: наша студия «Базелевс» - площадка, на которой могут реализовываться совершенно разные творческие личности. У нас нет никакого идеологического центра, хотя есть то, что объединяет все наши фильмы. Некие общие ценности, которым мы обязательно следуем. Все наши фильмы рассказывают о людях - о нас с вами - с любовью и сочувствием. А дальше это может быть уже что угодно - комедии, экшен-боевики... Режиссер Андрей Першин (он же Жора Крыжовников. - С. Т.) пришел со своими взглядами на сегодняшний мир и сегодняшнее кино и сделал фильм «Горько!», а режиссер Саша Баранов, большой знаток русской провинции, снял «День дурака» про героев, которых он любит и знает... Еще у нас есть такой проект «Елки» - это вообще фундамент нашей компании…
Александр Лыков сыграл в картине неумолимого коллектора, который пытается выбить долг у юного банкрота, героя Алексея Веселкина. Фото: Кадр из фильма
- Несколько лет назад появился такой термин - «доброе кино». Как правило, это плохо сделанное кино, которое прикрывается тем, что оно «доброе». Я не о ваших продюсерских работах - к ним можно относиться по-разному, но это всегда качественное кино.
- Для меня кино скорее делится на хорошее и плохое. А хорошее - всегда доброе. Оно может быть острое, трагическое или сатирическое, но оно всегда доброе по своей сути - потому что оно за добро, против зла. Как в «Ночном Дозоре» - силы света против сил тьмы. А формы и жанры могут быть самыми разными... А что касается отношения критиков к нашим фильмам, то я во многом с ними в принципе согласен. Что ж, не все фильмы получаются гениальными. Некоторые получаются просто хорошими.
- Среди самых ожидаемых отечественных фильмов - «Хардкор» Ильи Наишуллера с участием Тима Рота и массы других звезд.
- Да, сейчас идет его озвучание и добавление компьютерной графики, которой там огромное количество. Илья - наша большая надежда, мы дали ему максимальную свободу, стараясь особенно не вторгаться в его авторское пространство. Он сейчас делает то, что десять лет назад делал я сам, когда снимал «Ночной Дозор», - ищет новые формы. И я завидую тому, насколько это рискованно и азартно. Вы это скоро увидите и, надеюсь, согласитесь со мной. Картина выйдет весной следующего года - не только в России, но и в мире. Она снята на двух языках - на русском и на английском. Снимались и Шарлто Копли, который играл в «Районе № 9», даже Тим Рот сыграл замечательную маленькую роль.