Премия Рунета-2020
Волгоград
+15°
Boom metrics
Реклама17 сентября 2010 22:00

Мечта водить поезда

На Волгоградской детской железной дороге открывается новый сезон
Источник:kp.ru

С чего начинается любовь к железной дороге? «С гудка паровоза!» - с улыбкой говорят ветераны-железнодорожники. И это действительно так. Ведь именно гудок заставляет всех высыпать на платформы и вглядываться в проходящие вагоны состава. Дети смотрят на все происходящее завороженно. Так у многих и рождается мечта - мечта водить поезда... В 25 российских городах, где действуют детские железные дороги, она сбывается задолго до окончания специального учебного заведения. В их числе и Волгоград.

Волгоградская детская железная дорога (ДЖД) Приволжской магистрали является одной из старейших в России. Отсчет ее истории начался с 1 мая 1948 года и делится на два периода - до 1979 года, когда составы с пассажирами следовали вдоль реки Волги от музея-панорамы «Сталинградская битва» до речного порта, и после, когда из-за строительства речного вокзала ДЖД перенесли в пойму реки Царицы. Сейчас наступает новый период в ее развитии.

В эти дни на Волгоградской ДЖД идет прием заявлений в школу юного железнодорожника. Обучение бесплатное. Начало занятий - 1 октября. Учащиеся 7-, 8-, 9-х классов познакомятся с основами ведущих железнодорожных профессий, среди которых машинист тепловоза и помощник машиниста, путеец, проводник вагона и стрелочник-кондуктор.

Осваивать железнодорожные специальности ребята будут 3 года, а вот учиться на машиниста придется 4.

Осваивать железнодорожные специальности ребята будут 3 года, а вот учиться на машиниста придется 4.

- Для занятий у нас подготовлены четыре кабинета. Поскольку школьники учатся в две смены, то и обучение станет проходить до обеда и после. Осваивать ведущие железнодорожные специальности ребята будут три года, а вот учиться на машиниста придется четыре, поскольку это одна из наиболее сложных профессий, - рассказывает начальник Волгоградской детской железной дороги Игорь Семененко. - Необходимые методические пособия, мультимедийное оборудование для показа видеофильмов есть. И пополнение материально-технической базы будет продолжаться. Также в течение всего периода обучения мы будем посещать ведущие предприятия Волгоградского региона Приволжской магистрали, например локомотивное депо «Волгоград», Волгоградскую дистанцию пути, где ребята смогут больше узнать о предприятиях, встретиться с рабочими, задать интересующие их вопросы по профессии.

Кроме того, каждое лето юные железнодорожники будут проходить производственную практику. И уже не в теории, а в живую почувствуют, что такое организация движения поездов, управление локомотивом, обслуживание пассажиров. Практические занятия традиционно начинаются с 1 мая и заканчиваются в первой половине сентября.

- Сегодня в тесном контакте с руководством Приволжской железной дороги обсуждаются планы на будущее, - отмечает Игорь Викторович. - В этом году мы уже получили новый тепловоз и пассажирские вагоны. Так что два обновленных железнодорожных состава будут по-прежнему не только полигоном для практических занятий юных железнодорожников, но и просто популярным аттракционом для жителей и гостей Волгограда. А благодаря финансированию со стороны ОАО «РЖД» в 2011 году с Камбарского машиностроительного завода ожидается поступление еще одного тепловоза.

...Игорь Семененко стал начальником Волгоградской ДЖД меньше трех месяцев назад. У него за плечами 25 лет работы на «большой» железной дороге. Он себя называет «фанатом» и очень хочет, чтобы ребята полюбили железную дорогу так же, как он сам.

- Кроме познавательной функции наша школа еще выполняет и воспитательную. В последние годы появилось понятие «детский вандализм». Я уверен: кто пройдет через школу ДЖД, никогда не кинет камень в окно проходящего состава, не порежет сиденье, не разрисует вагоны. Да и другим не позволит, - уверен Игорь Семененко. - Ну и, конечно, занятия в школе юного железнодорожника отвлекают ребят от улицы, от праздного времяпрепровождения. А если есть интерес в жизни, то есть и цель, к которой они будут стремиться.

В ближайших планах Волгоградской ДЖД - обновление собственного музея. Помещение для этого есть. Начнет работу кружок железнодорожного моделирования. Изготовленные юными умельцами макеты паровозов, локомотивов, вагонов пополнят фонды музея. Ребята, как и в прошлые годы, будут принимать участие в выставках и конкурсах различных уровней.

- Кстати, в этом году мы принимали участие в III Всероссийском слете юных железнодорожников. Владимир Ситников представлял нашу дорогу в номинации «Лучший машинист». Ребята соревновались в теоретическом знании устройства локомотива, инструкций по сигнализации и движению поездов, правил технической эксплуатации локомотива. А также показывали, как всем этим владеют на практике. В итоге Владимир был награжден дипломом участника слета и поощрительным призом «За волю к победе».

И, конечно, на Волгоградской детской железной дороге мечтают о продлении путей. В идеале - с 1,2 километра до 8. И если реконструкция поймы реки Царицы, план которой разрабатывается в администрации города уже долгие годы, действительно начнется, то мечты юных железнодорожников могут стать реальностью.

- Практически в половине крупных городов детские железные дороги расположены в парковой зоне. Дети не только катаются, но и могут доехать из одной точки парка в любую другую, - замечает Игорь Викторович. - А Октябрьская ДЖД вообще вписана в систему пригородного железнодорожного транспорта. Это же здорово! Так что направлений развития детской железной дороги немало.

Раньше составы с пассажирами следовали вдоль реки Волги от музея-панорамы «Сталинградская битва» до речпорта.

Раньше составы с пассажирами следовали вдоль реки Волги от музея-панорамы «Сталинградская битва» до речпорта.

Сейчас в ОАО «РЖД» действует программа «Молодежь 2006 - 2010». В ее рамках и осуществляется деятельность детских железных дорог. То, что развитию ДЖД придается большое значение, говорит хотя бы тот факт, что в августе на открытии III Всероссийского слета юных железнодорожников в Санкт-Петербурге принял участие президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. В крупнейшей транспортной компании страны понимают, что кадры нужно воспитывать еще со школьной скамьи.

Через два года такой же форум юных железнодорожников состоится в Нижнем Новгороде. Волгоградцы надеются, что со временем и они станут радушными хозяевами такого же мероприятия. Ведь мечты должны сбываться!

А пока Волгоградская детская железная дорога ждет на бесплатные занятия будущих железнодорожников.

НАША СПРАВКА

Малая детская железная дорога была торжественно открыта в городе Сталинграде 1 мая 1948 года. До 1984 года ДЖД пролегала вдоль реки Волги от музея-панорамы «Сталинградская битва» до речного порта. Ее протяженность составляла 3,5 километра. В связи со строительством речного вокзала ДЖД была перенесена в пойму реки Царицы. Теперь протяженность пути составляет 1,2 километра. Работу обеспечивают два локомотива марки ТУ-7 и три прицепных вагона. На ДЖД действует три остановочных пункта: «Центральная Пионерская», «Станция «Гаситель», «Площадь Чекистов».

КСТАТИ

В III Всероссийском слете юных железнодорожников, прошедшем в августе 2010 года в Санкт-Петербурге, участвовали более 130 ребят со всей России. Один из них - представитель Волгоградской детской железной дороги Владимир Ситников. В ходе конкурса «Лучший машинист» он продемонстрировал теоретические знания устройства локомотива, инструкции по сигнализации и движению поездов, правил технической эксплуатации локомотива, а также практические навыки вождения тепловоза. Воспитанник кружка «Юный железнодорожник» получил поощрительный приз «За волю к победе».

Всего же за 62 года работы Волгоградской детской железной дороги более 45 тысяч ребят прошли здесь обучение. Многие потом связали свою судьбу с железнодорожным транспортом.